Неточные совпадения
Прежде всего необходимо было приучить
народ к учтивому обращению и потом уже, смягчив его
нравы, давать ему настоящие якобы права.
Нет, поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение
народа, — поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное унижение своих
нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию, за позорное владычество жидовства на христианской земле — за все, что копило и сугубило с давних времен суровую ненависть козаков.
Для чего навязывать какому-нибудь
народу черту, какой у него нет в
нравах?
Потом сказали мы хозяевам, что из всех
народов крайнего Востока японцы считаются у нас, по описаниям, первыми — по уменью жить, по утонченности
нравов и что мы теперь видим это на опыте.
Наконец мы, более или менее, видели четыре нации, составляющие почти весь крайний восток. С одними имели ежедневные и важные сношения, с другими познакомились поверхностно, у третьих были в гостях, на четвертых мимоходом взглянули. Все четыре
народа принадлежат к одному семейству если не по происхождению, как уверяют некоторые, производя, например, японцев от курильцев, то по воспитанию, этому второму рождению, по культуре, потом по
нравам, обычаям, отчасти языку, вере, одежде и т. д.
Пожалуй, кому охота, изучай по вечерам внутреннюю сторону
народа —
нравы; но для этого надо слиться и с домашнею жизнью англичан, а это нелегко.
«Выход за нами, — говорили славяне, — выход в отречении от петербургского периода, в возвращении к
народу, с которым нас разобщило иностранное образование, иностранное правительство, воротимся к прежним
нравам!»
Русский
народ самый коммюнотарный в мире
народ, таковы русский быт, русские
нравы.
— Бог его знает. Был в Петербурге, говорят, а теперь совсем пропал. Приезжал с нею как-то в Москву, да Илья Артамонович их на глаза не приняли. Совестно, знаете, против своих, что с французинкой, — и не приняли. Крепкий
народ и опять дикий в рассуждении любви, — дикий, суровый
нрав у стариков.
Дети до возраста в неге,
Конь хоть сейчас на завод,
В кованой, прочной телеге
Сотню пудов увезет…
Сыты там кони-то, сыты,
Каждый там сыто живет,
Тесом там избы-то крыты,
Ну уж зато и
народ!
Взросшие в
нравах суровых,
Сами творят они суд,
Рекрутов ставят здоровых,
Трезво и честно живут,
Подати платят до срока...
— Я вот тебе дело скажу: ты начальству своему заяви, чтобы они попа этого убрали отсюда, а то у него из единоверия опять все уйдут в раскол; не по
нраву он пришелся
народу, потому строг — вдруг девицам причастья не дает, изобличает их перед всеми.
[Самые варварские
народы соблюдают до известной степени чистоту
нравов, и у Пугачева было достаточно здравого смысла, чтоб не совершать перед солдатами и т. д. (франц.).]
«Полесье… глушь… лоно природы… простые
нравы… первобытные натуры, — думал я, сидя в вагоне, — совсем незнакомый мне
народ, со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!» А я в то время (рассказывать, так все рассказывать) уже успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать
нравы.
Дудукин. Но относительно
нравов и умственного развития находятся еще в самом первобытном невежестве и о существовании драматического искусства имеют представления самые смутные. А ведь артисты
народ необеспеченный, по-европейски сказать, пролетарии, а по-нашему, по-русски, птицы небесные: где посыпано крупки, там клюют, а где нет — голодают. Как же к ним не иметь сожаления?
Жалел ли он о днях минувших,
О днях, надежду обманувших,
Иль, любопытный, созерцал
Суровой простоты забавы
И дикого
народа нравыВ сем верном зеркале читал —
Таил в молчанье он глубоком
Движенья сердца своего,
И на челе его высоком
Не изменялось ничего.
Без сомнения, великие исторические преобразователи имеют большое влияние на развитие и ход исторических событий в свое время и в своем
народе; но не нужно забывать, что прежде, чем начнется их влияние, сами они находятся под влиянием понятий и
нравов того времени и того общества, на которое потом начинают они действовать силою своего гения.
Хотя г-жа Ежова коротко знала автора по петербургской сцене, привыкла к его безумным вспышкам и, будучи неуступчивого
нрава, никогда ему не покорялась, а, напротив, заставляла его плясать по своей дудке, но в Петербурге она была дома, как будто в своей семье, — здесь же совсем другое дело; она сама приехала в гости в Москву, и сцена Большого Петровского театра, полная разного
народа, казалась ей чужой гостиной.
В описании свойств и
нравов славян замечательно, что автор обращает внимание на язык их и говорит, что распространением и умножением славянского языка доказывается распространение славянского
народа.
Так, среди волнистых степей Царицынских цветет теперь мирная Колония Евангелического Братства, подобно счастливому острову среди Океана; пленяет глаза всеми драгоценностями ремесла, а сердце картиною добрых
нравов; действует своим просвещением на соседственные дикие
народы и платит нам долг признательности ласковым гостеприимством.
Сим предметом еще не ограничились труды их: Монархиня желала, чтобы они исследовали все исторические монументы в нашей Империи; замечали следы
народов, которые от стран Азии преходили Россию, сами исчезли, но оставили знаки своего течения, подобно рекам иссохшим; желала, чтобы они в развалинах, среди остатков древности, как бы забытых времен, искали откровений прошедшего; чтобы они в нынешних многочисленных
народах Российских узнавали их неизвестных предков, разбирая языки, происхождение и смесь оных; чтобы они, наблюдая обычаи,
нравы, понятия сих людей, сообщили Историку и Моралисту новые сведения, а Законодателю новые средства благодеяния.
Они готовы думать, что литература заправляет историей, что она [изменяет государства, волнует или укрощает
народ,] переделывает даже
нравы и характер народный; особенно поэзия, — о, поэзия, по их мнению, вносит в жизнь новые элементы, творит все из ничего.
Познакомившись с
нравами и государственным устройством других
народов, Петр увидел, как важно образование народное для блага целого царства.
А заметьте, что подражание французам распространено ведь в ничтожном меньшинстве русских;
народ и до сих пор, хоть и не чуждается иноземцев, как прежде, но и не думает принимать их
нравы.
Желание его исполнилось скоро: после отзыва его о г. Достоевском (в начале 1849 г.) действительно русская литература вдалась в рассказы великосветской жизни, из
нравов древней Аркадии, перенесенной в Костромскую губернию, из сферы супружеских неприятностей во все времена и у всех
народов, из круга образованных молодых людей, очень много и неопределенно рассуждавших о возвышенных предметах…
«Насколько, — говорит тот же автор, — идея общины природна русскому
народу и осуществляется во всех проявлениях его жизни, настолько противен его
нравам корпорационный муниципальный дух, воплотившийся в западном мещанстве» (Тегоборский «О производительных силах России», т. 1).
Этот факт, весьма странный сам по себе, объясняется только тем, что эта система при всех своих неудобствах так срослась с
нравами и понятиями
народа, что эти неудобства переносятся безропотно».
Развитие науки не содействует очищению
нравов. У всех
народов, жизнь которых мы знаем, развитие наук содействовало развращению
нравов. То, что мы теперь думаем противное, происходит оттого, что мы смешиваем наши пустые и обманчивые знания с истинным высшим знанием. Наука, в ее отвлеченном смысле, наука вообще, не может не быть уважаема, но теперешняя наука, то, что безумцы называют наукой, достойна только насмешки и презрения.
Но если иметь в виду не
нравы, а нравственность, то кто же решится утверждать, что «цивилизованные»
народы добрее и нравственнее нецивилизованных?
Не архитектура, не древности, не красота положения поддерживали интерес, а уличная жизнь,
нравы, политическое движение, типы в
народе, буржуазии и высшем классе, вечернее оживление по кафе, гулянье в парке"Прадо"и неизбежный Plaza de toros (площадь быков).
Мир господствующих привилегированных классов, преимущественно дворянства, их культура, их
нравы, их внешний облик, даже их язык, был совершенно чужд народу-крестьянству, воспринимался как мир другой расы, иностранцев.
Каждое слово доказывало, что посол не понимал ни
нрава государя, к которому обращался, ни духа его
народа, не знал и приличия места и времени; каждое слово обвиняло ум и неопытность Поппеля. На эту речь наш Иоанн отвечал твердо, владычным голосом, не встав с престола...
А
народом править поставила она двух сановников, суровых
нравом да жестоких сердцем.
Согласилась Мира, а только, видно, не по нутру было веселому
нраву королевы государственными делами управлять, серьезные думы думать, скучные просьбы да жалобы
народа выслушивать, суды судить да заседать с мудрейшими людьми государства. Не по душе такие дела Мире. То ли дело под лучами весеннего солнышка за прытконогим оленем гоняться, то ли дело в вихре веселой пляски по нарядным залам носиться! Жизнь беспечная, веселая, праздничная манит к себе королеву.
Индивидуалистическая, очень сильная в вопросах личности, ее переживаний, психологии и морали, она слишком и не без основания привыкла к „безмолвствующему
народу“, чтобы сразу и смело подойти к новому герою с его массовой психологией, массовой волей и доселе еще невиданными проявлениями последней в войнах и революциях Русская литература все еще продолжала описывать любовь в помещичьей усадьбе или новые
нравы Растеряевой улицы.
В Кракове у поляков какие-то совсем иные
нравы. Этого, вероятно, еще следы их прежней жизни. Я целый день проходил по городу с моим проводником в кармане. Видел много, да все без толку. В шесть часов вечера зашел в пивной погреб.
Народа тьма тьмущая. Около меня сидели два человека и говорили о политике, довольно смело, довольно дерзко для города, где есть австрийская гауптвахта. Они спросили себе полгуся, я тоже попросил гуся.